Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с
использованием различных предметов
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
·
Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от
основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
·
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения,
постепенно увеличивая нажим и темп.
·
Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
·
Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами
одной руки, обеих рук.
·
Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием
стихов:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу
вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами
держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами
зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее
всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем –
сама не знает.
КАРАНДАШИ
·
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими
карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально
(горизонтально).
·
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми
согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными
так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков
верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки
растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Круглые расчёски
·
Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями
движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
·
Массаж ладоней круговыми движениями мяча-на ударные слоги
стихотворения:
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
·
Прокатывание мяча между растопыренными пальцами от большого
пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой руки.
·
Движения соответствуют тексту:
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).
Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).
ЭСПАНДЕР КИСТЕВОЙ (МЯЧИК РЕЗИНОВЫЙ, ГРУША ОТ
ПУЛЬВЕРИЗАТОРА)
Сжимание – на ударные слоги:
- Сжать кольцо поможет нам сила с волей
пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю.
Им всем руку пожимаю.
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУОЙ, МЕЛКИМИ
КАМУШКАМИ
·
Массировать каждый пальчик снизу вверх, сверху вниз круговыми
движениями;
·
Массаж ладоней круговыми движениями, движениями вверх-вниз.
Эти шарики берем
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
Ими ручки разомнем.
Каждый шарик не простой -
Этот с солью, с рисом тот.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ)
·
Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
·
Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д.
·
Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
·
Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
·
Нанизывать бусины на леску:
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
·
Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10;
·
Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по
кругу.
ПОРОЛОН С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ
·
(Пуговицы нашиты в ряд): указательный и средний пальцы «шагают»
по ряду из пуговиц, одновременно называя дни недели, месяцы, считая пуговицы,
называя слоги или слова на отрабатываемый звук;
·
(Нашитые пуговицы изображают клавиатуру): дети нажимают сначала
пальцами одной, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру»,
сопровождая игру пальцев произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок,
стихов.
Игры с пальцами с использованием разнообразного
материала
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно
«кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к
мизинцу (котенок кусается):
- Кусается сильно котёнок – глупыш, он
думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Большаку дрова рубить, а тебе воды
носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.
Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать
несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее
движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.
КРУПА
Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми
глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно
всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные
движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или
по замыслу.
В чашку насыпать два вида крупы. Предложить
сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую.
Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую
горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой
руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок
достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог
перекладывать горошины по одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы –
зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Курочка клювом по штучке склевала.
Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок
запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании
теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую
банку фасоль и положить в неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми
глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые
звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
РЕШЁТКА ДЛЯ РАКОВИНЫ, ПОДСТАВКА ПОД ГОРЯЧЕЕ
(Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по
клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в
любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками):
«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
«Зоопарк»:
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке
подходили
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.
ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ
(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок
перебирает узелки пальцами).
На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы,
времена года, гласные звуки, членов своей семьи:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик –
бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Верёвку с узлами подвешать вертикально (это – лиана):
Там, где с деревьев свисают лианы, разные
в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.
Лазают там шимпанзе, павианы, есть и гориллы, орангутаны.
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Завязывание или развязывание на отрезке шнура заданного
количества узелков.
ВЕРЁВОЧКИ
Различной длины и цвета заплетать в косички,
выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру, самостоятельно:
Для своей сестрички я плету косички
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ШНУРКИ
Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить
ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.
Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой
посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.).
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ,
ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний
пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный
слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони.
Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из
кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом
выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять
носовой платок:
У меня живет проглот -
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Комментариев нет:
Отправить комментарий